Во внешней политике Украины одна проблема – отношения с Россией

34-летний Яценюк рассматривается многими украинскими экспертами как претендент на роль - преемника - Виктора Ющенко. Он сделал стремительную карьеру: работал первым зампредседателя Нацбанка, первым замглавы президентского секретариата, министром экономики (с сентября 2005 года по август 2006-го), главой МИДа (в 2007 году). После состоявшейся в ноябре отставки с поста объявил о создании новой политической партии. – Арсений Петрович, вы знаете о намерении некоторых депутатов в четверг публично извиниться перед вами и попросить вернуться на должность председателя Верховной Рады? – Это очень по-украински! Когда я об этом услышал, от души смеялся. Мне совершенно неинтересна вся эта возня… К сожалению, молодым демократиям бывает присуща стадия хаоса, которая все равно заканчивается. Мы это видим на примере поведения отдельных политиков первого эшелона – решения принимаются ситуативно, бессистемно. Но и это пройдет. – Как, на ваш взгляд, разрешится ситуация: будут досрочные выборы или Верховная Рада переформатируется и сможет работать в нынешнем составе? – Думаю, что инстинкт самосохранения, проявляющийся в данном случае в нежелании парламентских партий участвовать в досрочных выборах, заставит депутатов найти выход из ситуации. Нужно сделать две вещи: сформировать новую коалицию и избрать спикера. Начали со второго, но ситуация застопорилась отнюдь не из-за личностных характеристик кандидатов. Основной проблемой, как и раньше, остается состав парламентского большинства. – Только ли идеологические расхождения мешают фракциям сформировать стабильную коалицию? – Специфика ныне действующей Верховной Рады в том, что в ней изначально был заложен чрезвычайно высокий конфликт интересов. Никто ни с кем не хочет договариваться. Парламент был нежизнеспособным изначально, с момента избрания. Чтобы принять решение, приходилось прилагать колоссальные усилия, уговаривать, находить общие грани интересов у разных фракций. Почти год в Верховной Раде существовала юридически оформленная коалиция, но не было ведь фактического большинства. – Возможно, под угрозой досрочных выборов фракции договорятся о создании дееспособной коалиции? – Буквально накануне отставки я предлагал депутатам объединиться ради преодоления экономического кризиса. То, что сейчас происходит в стране, – это только первая волна кризисных явлений, ситуация будет ухудшаться. Сейчас не время для политических споров, парализующих работу парламента… По большому счету никто не хочет брать на себя ответственность, ведь за последствия экономического кризиса придется отвечать всем, кто сейчас у власти. Кстати, это одна из причин, по которым политики осторожно относятся к должности спикера. Раньше-то она многими рассматривалась как удобная стартовая площадка для участия в президентских выборах 2010 года. – Вы начали создание новой партии в период, когда, по данным соцопросов, в обществе зреет мощный протест против действий власти в период экономического кризиса. Вы готовы воспользоваться ситуацией для получения власти революционным путем? – По складу характера я не отношусь к - революционерам - . Для меня силовое противостояние – самая последняя и крайняя мера. Я обычно использую все силы и средства, чтобы договориться. Тот сценарий, о котором вы говорите, предусматривает силовое противостояние, что-то вроде общественного бунта. Не думаю, что Украина столкнется с этим. Хотя экономическая рецессия сопровождается морально-психологической депрессией в обществе. В следующем году мы не сможем преодолеть эту тенденцию. 2009-й будет очень сложным годом… Я не могу исключить, что события в Украине будут развиваться подобно тому, как в Турции в 2004 году. У них тоже был экономический кризис, следствием которого стала замена всей политической элиты: прежние представители власти не смогли и, видимо, недостаточно сильно хотели справиться с ситуацией. Украина менее радикальна, нежели Турция, но в общественном сознании под тяжестью экономических проблем могут произойти значительные перемены. Избиратель наконец осознает: если дела идут плохо, не нужно голосовать за тех, за кого голосовали раньше. Как товар: если тебе эта сметана не нравится, купи другую. Всегда есть альтернатива. – В украинской политике такая альтернатива в виде нового поколения элиты уже есть? – Думаю, она появится и сформируется в течение примерно пяти лет. Это иллюзии, что придет некто Икс или Игрек и моментально изменит всю страну. Это невозможно сделать. Мы опять вернемся в порочный круг чрезмерных ожиданий. Один человек не в состоянии решить проблемы всего государства. Нужна команда. В украинской политике в течение последних 10–15 лет одни и те же лица. Меняются только посты и должности… – Кстати, как вы прокомментируете активно обсуждаемую версию о том, что именно - старая гвардия - в виде украинско-российского газового лобби добилась вашей отставки с поста спикера? – Моя позиция по украинско-российским отношениям в газовой сфере известна с 2005 года, и она, насколько я понимаю, не очень отличается от того, что сейчас наконец готовят к подписанию - Нафтогаз Украины - и - Газпром - . Поэтому я не вижу прямой связи между газовыми переговорами и моей отставкой. Не думаю, что мифическое газовое лобби влияет на все процессы в украинской политике. – А так называемый российский фактор влияет? – Конечно, влияние России – это объективный фактор в украинской политике. Хотя бы потому, что у нас самый длинный смежный участок границы, это наш крупнейший торговый партнер, фактически единственный поставщик энергоресурсов. Что говорить, если примерно до половины украинцев используют русский как язык общения. Во внешней политике Украины я вижу только одну проблему – отношения с Россией. Все остальное – не проблемы, а только мелкие сложности или временные трудности, не более. А отношения с Россией – это важнейший и актуальнейший комплекс проблем, решение которых нельзя откладывать. Вы помните, президент Дмитрий Медведев сказал, что государства – соседи РФ - представляют собой традиционную сферу интересов Российской Федерации - . Так вот Россия – в сфере интересов Украины. – Почему же украинская власть подменяет диалог ультиматумами? – Проблемы есть с обеих сторон. Чтобы о чем-то договориться, нужно общаться. За тот очень короткий период, всего несколько месяцев, когда я работал министром иностранных дел, мы с Сергеем Лавровым встречались четыре раза. Отменили - черные списки - – запрет на въезд для отдельных лиц, подписали ряд протоколов, речь шла о начале большого переговорного процесса. Но как только не стало личного, живого, непротокольного общения – нет результата. – Вероятно, у украинских политиков нет ни времени, ни единства позиции на переговорах с Россией из-за внутреннего политического кризиса? – Часть внешних проблем Украины обусловлена внутренними дисбалансами. Чем слабее мы внутри, тем сильнее на нас могут давить извне. Любое сильное государство стремится извлечь выгоду из внутренних проблем более слабых соседей – правило - большого соседа - . В соответствии с пользовательским Соглашением ответственность за контент, размещенный в этом разделе, несет Пользователь, разместивший этот контент без предварительной модерации через форму на сайте. Вы можете связаться с редакцией и администрацией Портала по вопросам контента и модерации.


Похожие записи: