Как кризис повлиял на "кинопотребление"?

Когда кризис только-только разразился, из всех деятелей искусства переполошились в первую очередь те, кто занимался кино. Вернее, даже не они сами, а те, кто кинопроцесс анализировал или пытался это делать. Вопросы - Рухнет ли вся киноиндустрия из-за кризиса? - , - Благо кризис для киноискусства или нет? - раздавались отовсюду и оставались, как правило, безо всякого ответа. Ответа быть и не могло. Да, кое-где кинопроизводство встало, но если взглянуть на список фильмов, производство которых по причине остановки или нехватки финансирования прекратилось, — можно увидеть, что таковых не так много. И это по большей части малобюджетные дебюты. Ну а вопрос - Как повлияет кризис на киноискусство? - обернулся чистой вкусовщиной. Одни уверяли, что теперь-то мы славно заживем — все эти коммерческие проекты накроются медным тазом, а в кинотеатрах ничего кроме братьев Дарденнов и Звягинцева не будет. Другие, более здравомыслящие, замечали, что ничего хорошего в кризисе быть не может. Если денег не будет — остановят в первую очередь производство независимого кино, а уж только потом — коммерческого. За этими спорами зрители, аналитики и сами деятели кино как-то не заметили, как кризис подошел с совсем другого бока — с того, с которого его никто не поджидал. А зря. Если взглянуть на прокатный план кинотеатров ближайших месяцев, то возникает странное ощущение. Понимаешь, что почти все фильмы, которые должны были бы сделать кассу в кинотеатрах в ближайшее время, чуть ли не все уже видели. - Вики, Кристина, Барселона - Вуди Аллена, - Гран Торино - Клинта Иствуда, - История Бенджамена Баттона - Девида Финчера, - Миллионер из трущоб - Денни Бойла — все эти фильмы давно скачаны всеми интересующимися, и подробно обсуждены блоггерами — даже теми, кто к кино никогда особой заинтересованности не проявлял. Получается, что когда фильм выйдет на экраны кинотеатров, — его целевая аудитория, те, кто имеет лишние деньги на билет в кино и любит смотреть фильмы, — к картине как таковой интерес уже потеряют. Критики же и вовсе потеряют одно из своих ключевых качеств — осведомленность. Им придется писать статьи про фильмы, которые каждый читатель уже посмотрел, описал, проанализировал. С таким же успехом можно рецензировать - Операцию Ы - . Как так вдруг получилось, что кинотеатры имеют все шансы опустеть? Все шло к этому уже достаточно давно. С определенного момента пиратство перестало быть тем, чем было прежде. Пират — это уже не тот, кто штампует экранные копии фильмов и переводит их гнусавым голосом, а потом впаривает простодушному обывателю, тем самым обирая как липку несчастных правообладателей. Пират — это каждый, у кого есть компьютер с доступом в интернет. Рано или поздно любой из нас становится пользователей файлообменных сетей, в которых лежит все, что душе угодно. А попав в любую из этих сетей, произведение искусства — песня, альбом, фильм — перестает принадлежать своему создателю. Бороться с этим невозможно по той хотя бы причине, что нельзя отследить, кто первый выложил в сеть файл с фильмом. Тут же набегают полчища желающих его скачать и сами становятся пиратами. Принимались законы — пытались запретить покупать более одного CD-привода, чтобы ограничить копирование фильмов. Охотились за пользователями торрентов. Но все это не принесло никаких плодов. Как всегда, быстрее всех в ситуации сориентировались музыканты — люди гибкие и легкие на подъем. Пока правительства придумывали хоть какой-то действенный метод против тотального пиратства, музыканты научились выкладывать альбомы в сеть и перестроили всю структуру музыкального бизнеса. Деньги можно зарабатывать концертами, записи же — всего лишь своеобразные промоматериалы. В музыке такая свободная жизнь записей зародилась уже давно — скажем, наш соотечественник Василий Шумов, лидер группы - Центр - , выкладывает в интернет альбомы для свободного скачивания уже лет десять. Кино же повезло куда меньше. Музыканты всегда были более свободными людьми, чем кинодеятели. Не покупают диски — будем зарабатывать на концертах. У режиссера же ничего, кроме копии фильма, нет. Он живет на доходы от ее проката и легального копирования — больше ни от чего. Киноиндустрия только-только встала на твердую почву, вернув зрителей в кинотеатры с помощью новых изобретений — улучшенного звука и изображения. Отныне фильмы четко разделились на те, которые смотрят дома на DVD (старые фильмы или новые, не шедшие в кино), и те, что смотрят в кино и потом, как правило, никогда уже не пересматривают. И вот сейчас то, что вернуло зрителей в кинотеатры, — выманивает их оттуда в теплые квартиры, к экранам. Но на сей раз уже не телевизоров, а компьютеров. Как кино будет выходить из этой трудной ситуации — неизвестно. Да, ему придется нелегко. Конечно, - Обитаемый остров - , - Хеллбой - и прочие зрелищные фильмы, рассчитанные на большой экран и высокое качество изображения и звука, потеряют мало. Их кассовые сборы если и упадут, то ненамного. Кино же, которое до сих пор было идеальным — тонкое, хорошо сделанное, но в то же врем, в меру популярное, — действительно пострадает. Фильмы того же Аллена смотрели в кино не как аттракцион, подобные фильмы существовали по четкой схеме: сначала прокат в кинотеатрах, затем, через месяц-другой, выпуск на DVD. Его смотрят в кино, потом покупают диск, который занимает почетное место на полке дома, и иногда под настроение картину пересматривают. Теперь же получилось, что эта схема перевернулась вверх ногами: сначала смотрят, пересматривают иногда даже и уж потом только, может быть, идут в кино. Но выход наверняка найдется. Вырастут в цене билеты в кино, кинотеатры переориентируются сразу на два типа зрителя: любителей ярких киноаттракционов и ценителей высокого кино. Клинт Иствуд наверняка без куска хлеба не останется. А вот сознанию зрителей предстоит серьезная перестройка. В соответствии с пользовательским Соглашением ответственность за контент, размещенный в этом разделе, несет Пользователь, разместивший этот контент без предварительной модерации через форму на сайте. Вы можете связаться с редакцией и администрацией Портала по вопросам контента и модерации.


Похожие записи: