Протекционистские меры в период кризиса - не лучшая идея?

Международная торговля всегда становится одной из первых жертв мировой рецессии. Так было в 1930-е годы, то же самое происходит и сегодня. Банковский сектор никак не может выйти из комы, кредитные потоки приостановились, предприятия стремятся минимизировать затраты и увольняют сотрудников, потребители по всему миру сокращают объем покупок. И в результате объемы экспорта и импорта не просто постепенно сокращаются — падение товарооборота как в развитых, так и в развивающихся странах только ускоряется. Объем международных грузовых авиаперевозок в декабре 2008 года упал на 22,6% по сравнению с декабрем 2007 года. А ведь на долю авиаперевозок приходится примерно 35% общей стоимости мирового товарооборота. Резкое снижение объема грузовых авиаперевозок является прямым отражением падения на 20–30% в объемах экспорта и импорта в Азии, Северной Америке и Европе. По словам гендиректора Международной транспортной ассоциации (IATA) Джованни Бисигнани, - масштабы текущего обвала не имеют аналогов в новейшей истории. Даже после терактов в США в сентябре 2001 года, когда значительная часть мирового флота авиаперевозок была принудительно посажена, снижение составило всего 13,9% - . Ситуация с морскими перевозками тоже - не сахар - . Общий объем кораблей, которые используются для крупнотоннажных контейнерных перевозок, достиг 750 тысяч TEU (условная единица измерения контейнерного грузооборота — объем, занимаемый 20-футовым контейнером). На начало февраля 2009 года более 6% судов от общего объема мирового контейнерного флота стоят пустыми, и с каждым месяцем этот процент увеличивается. Особенно серьезное снижение наблюдается в азиатских странах. На фоне данных за ноябрь и декабрь тенденция к ухудшению в экспортном секторе проявляется здесь все более остро. В Сингапуре снижение в объемах экспортируемой продукции в январе составило 20%, в Японии — 35%, в Южной Корее — 32,8%. Зависимость развивающихся экономик от экспорта в Азии еще в конце 90-х годов составляла примерно 37%. Спустя десять лет на новой волне бурного развития региона экспортная составляющая для ВВП азиатских стран достигла почти 50%. В компаниях экспортного сектора Китая работают примерно 50 миллионов человек. В 2008 году около 4 миллионов из них были уволены, а уровень городской безработицы уже составляет 9,5%. И это не говоря о 20 миллионах рабочих-мигрантов, которым в текущей ситуации не остается ничего другого, кроме как вернуться обратно в деревни. Положение в развитых странах немногим лучше. Безработица в Германии в январе превысила 8%. В Великобритании начались протесты против использования дешевого труда мигрантов в целом ряде секторов, начиная от ТЭЦ и заканчивая нефтеперерабатывающими заводами. Во Франции в конце января почти миллион человек, недовольных политикой правительства, вышли на улицы на всеобщую забастовку. Как отметила в своем заявлении министр экономики Франции Кристина Лагард, - сейчас перед лицом мировых правительств есть два основных риска: социальная нестабильность и протекционизм - . Экономисты против С одной стороны, большинство экспертов в один голос заявляют, что усиление протекционизма для поддержания внутренних рынков во всем мире в ходе замедления глобальной экономики — далеко не лучшая идея. В качестве одного из доводов в пользу этого они приводят пример Великой депрессии в США. После принятия тарифа Смута-Хоули (Smoot-Hawley Tariff Act) в 1930 году были увеличены пошлины более чем на 20 тысяч видов ввозимых в Америку товаров. Ответ не замедлил себя ждать: Канада, Великобритания, Франция, Германия и многие другие страны включились в торговую войну, поднимая тарифы на импортную продукцию. В период с 1929 по 1934 год общий объем мирового товарооборота упал на 66% (хотя, согласно ряду исследований, кумулятивный эффект от общемировой политики введения новых тарифов и торговых барьеров в период с 1929 по 1933 год привел к сокращению - всего - чуть более чем на 30%). В результате в тех странах, которые в 1930-е годы особенно полагались на экспортный сектор, рецессия в экономике только еще больше затянулась. Товарооборот упал по всем направлениям. Заградительные меры бумерангом ударили по самим Штатам и по тем странам, которые стремились защитить свои внутренние рынки. Безработица в Америке на момент принятия тарифов составляла 7,8%. Однако в 1931 году она уже превысила отметку 16%, а в 1932-м вплотную подобралась к 25%. Стоит отметить, что если государство не хочет прибегать к таким откровенно враждебным по отношению к своим торговым партнерам мерам, как увеличение тарифов, всегда можно попробовать понемногу опускать курс своей валюты. Как одну из тревожных тенденций в этом направлении сегодня можно отметить вновь обострившуюся перепалку между США и Китаем. Новый министр финансов Тимоти Гейтнер сходу обвинил руководство Поднебесной в том, что оно намеренно занижает курс юаня, тем самым добиваясь лучшей конкурентоспособности для своей экспортной продукции, и только усиливает проблему торговых дисбалансов между двумя странами. Однако, с другой стороны, лозунг - Покупайте американские товары! - (Buy American) является чуть ли не официальной позицией в пакете мер, который вот-вот должен одобрить американский конгресс. Меньшее из двух зол И все же единства в оценке происходящего в 1930-е годы нет до сих пор. Если попробовать разобраться в сути проблемы, то начало протекционистской политики по всему миру было тогда не причиной, а одним из вынужденных следствий Великой депрессии. Одной из причин была потеря доверия денежной системе того времени, то, что деньги реально не были обеспечены тем золотом, которое тогда было обещано за него. Другой — головокружительный рост кредитной и денежной массы в - ревущие двадцатые - (Roaring Twenties), приведший к буму, который был обречен смениться крахом. 80 лет спустя все, к сожалению, повторяется. Финансовый и банковский сектора стали одной из причин текущего кризиса, и вера в их способность к адекватной оценке рисков серьезно подорвана. Совершенно очевидно, что в ближайшие годы они формально будут - вне игры - : перед многими учреждениями маячит если не полная, то частичная национализация. Так или иначе, в условиях коллапса глобального спроса на экспортную продукцию, а также учитывая ослабленное состояние частного сектора (и в особенности банковского), многим правительствам волей-неволей придется создавать рабочие места, поддерживая национальные компании, свой собственный внутренний рынок. Защита внутреннего рынка от импорта, создание гарантированных рабочих мест и поддержка национальных компаний — все это создает искусственные, - тепличные - условия для промышленности в какой-либо отдельной стране и тем самым наносит ущерб конкурентоспособности подобной продукции и сдерживает развитие мировой торговли. Опасность состоит в том, что власти многих стран в нынешнем положении, как и в 1930-е годы, не смогут устоять перед искушением - закрыть - рынки и прибегнуть к протекционистским мерам. Несмотря на негативные экономические последствия, в плане политической и социальной стабильности протекционизм и на этот раз может показаться правительствам мира предпочтительнее, чем опасность социального взрыва среди населения, чье материальное положение стремительно ухудшается. В соответствии с пользовательским Соглашением ответственность за контент, размещенный в этом разделе, несет Пользователь, разместивший этот контент без предварительной модерации через форму на сайте. Вы можете связаться с редакцией и администрацией Портала по вопросам контента и модерации.


Похожие записи: