Почему люди преступают законы?

Всем известна старая русская поговорка: от сумы и от тюрьмы – не зарекайся. Конечно, нет людей, мечтающих с рождения стать преступниками, однако жизнь – штука сложная, и иногда человек попадает (а чаще – загоняет сам себя) в такие ситуации, из которых выйти можно лишь переступив общественные нормы и правила, проще говоря – законы. Почему же это случается? На протяжении истории человечества существовали индивиды, попирающие общественные нормы, и так же на протяжении всей своей истории люди пытались понять, почему это происходит, поскольку понимание причин – лучшее средство для минимизации последствий. К пониманию этому человечество шло с переменным успехом: от философствования античности – через бездумную карающую жестокость средневековья – и к более или менее современным попыткам проникнуть в причинно-следственные связи криминальной психологии. Первым исследователем, выдвинувшим теорию, объясняющую, почему люди становятся - на кривую дорожку - , был Ч. Ломброзо, создавший знаменитый в свое время труд - Черты врожденного преступника - . Эта теория была, что называется, биологизаторской. Согласно ей, люди становились преступниками не под влиянием жизненных коллизий, а по некоему врожденному предопределению: определенная конституция, форма черепа, рук и прочих анатомических особенностей словно бы детерминировала поведение человека. Данную концепцию можно было бы считать относительно безобидной (хотя и научно некорректной: исследования последующих лет не подтвердили наличие связи между анатомическими параметрами и преступным поведением), если бы не слишком рьяные попытки безвариантно идентифицировать как преступника любого, чья форма черепа - выдавала - его преступные наклонности. – вследствие обострения социальных напряжений – преступность достигает пиков, когда и само общество максимально дезорганизовано и социально ослаблено; – вследствие погружения человека в определенную субкультуру – что ведет к накоплению у личности соответствующих норм и ценностей: вот почему пребывание в - местах не столь отдаленных - свыше 2 лет накладывает практически неизгладимый отпечаток на любого человека, и почему сами заключенные называют места отбывания наказания - институтом повышения квалификации - . Эти теории, в отличие от биологизаторской теории Ломброзо, гораздо полнее объяснили причины возникновения преступности как таковой, причины ее всплесков и спадов. Но не давали ответа на вопрос, что именно толкает данного конкретного человека в определенных обстоятельствах именно на нарушение общественных норм – в то время как другой человек в той же ситуации найдет иной, социально приемлемый выход. Для понимания этих причин криминальные психологи разработали психологические концепции – теории нейтрализации социального контроля и теории мотивации криминального сознания и преступной деятельности. – первая причина – сознательное или бессознательное искажение социальных норм человеком, вследствие чего - диапазон приемлемости - поступков значительно расширяется за счет введения так называемых - смягчающих обстоятельств - : объяснения своего поведения неподконтрольными силами типа влияния семьи, алкоголя, наркотиков и - пагубного влияния среды - ; – вторая причина – отрицание вреда от содеянного для других и понимание своего, скажем, хулиганского поведения как простого озорства, мальчишества ( - Я не угнал машину, я просто взял ее покататься! - ); – третья причина – восприятие жертвы преступления как объекта справедливого возмездия (привет Юрию Деточкину!) – своеобразная мотивация Робин Гуда; – еще вариант – осуждение самих осуждающих, то есть выступление с риторическим вопросом: - А судьи – кто? Кто установил все эти правила игры? Да вся верхушка общества – сами воры и мошенники, не им меня судить! - ; – и, кроме всего прочего, возможна апелляция к высоким обстоятельствам и обязательствам: узы дружбы (или крови) превыше всего (к примеру, человек убивает потому, что спасает друга или мстит за родственника). – защитная: когда поведение жертвы расценивается как угрожающее своим (либо своих близких) благополучию, здоровью и даже жизни. Именно таким мотивом может руководствоваться женщина, доведенная до отчаяния многолетними издевательствами мужа-алкоголика и убившая его после очередной ссоры; теми же мотивами руководствуются люди, убивающие шантажистов, а также жертвы насильников, которым - посчастливится - от защиты перейти к нападению; – потребность в самоутверждении, в повышении своего уровня, статуса, самооценки. Низкий уровень самооценки ведет к агрессивному поведению в отношении других с целью компенсировать чувство собственной неполноценности за счет принижения других. Самоутверждение человека, как правило, происходит в рамках ценностей референтной группы. И если подросток попадает в - дурную - компанию, где на спор, в качестве - обряда инициации - вешают дворовых собак или - подрезают - первого же прохожего определенного пола, возраста или в одежде определенного цвета – то, стараясь выглядеть не просто своим, но и героем этой группы, он идет на зверские и совершенно, казалось бы, лишенные личных мотивов преступления; – мотивация замещения объекта также немаловажна. Иногда тот, кто нанес обиду, совершенно недостижим для - возмездия - , однако обида эта так сильна, что человеку просто необходимо бывает получить разрядку. Не все умеют делать это цивилизованными способами: банально идти в тир либо выбирать пути посложнее – ставить рекорды в спорте, добиваться общественных и профессиональных вершин - назло обидчику - . Нередко такая сублимация обиды человеку недоступна, и тогда он идет по другому пути: ненавидя с детства суровую и несправедливую мать, он - отыгрывается - на всех похожих на нее женщинах, возникающих на его пути; не имея возможности дать в морду оскорбившему его начальнику, человек избивает до полусмерти ни в чем не повинного прохожего… – игровая мотивация возникает у человека при недостатке эмоций, реальных переживаний, риска. Это такие не наигравшиеся в стрелялки великовозрастные дети, которым хочется почувствовать себя крутыми парнями. Понимание того, что за любой риск надо быть готовым платить, к ним не приходит, увы, до старости… – и, наконец, мотивы самооправдания: нахождение всех тех уважительных причин, о которых мы говорили выше – от - не мог поступить иначе - до - а судьи кто? - . Словом, причин, по которым человек - сходит с пути истинного - , увы, много. Однако лишь от нас самих зависит, пойдем ли мы на поводу у обстоятельств, - у судьбы - , или же найдем в себе внутренние силы противостоять злу (прежде всего – злу в себе самом), не становиться в позу - добра с кулаками - и - воинствующей справедливости - . Потому что не только глупость, жадность и злоба – главные пороки человечества, но и чрезмерно благими намерениями вымощена, как известно, дорога в ад. В соответствии с пользовательским Соглашением ответственность за контент, размещенный в этом разделе, несет Пользователь, разместивший этот контент без предварительной модерации через форму на сайте. Вы можете связаться с редакцией и администрацией Портала по вопросам контента и модерации.


Похожие записи: